Так что же такое цвет?

Оборудование можно приобрести в разных местах, а ноу-хау только у нас.
Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос
11 Апреля 2018
  Вот что означает цвет: иногда, на разный свет мы даем один ответ.

«Всякой истине суждено одно мгновение торжества между бесконечностью, когда ее считают
неверной, и бесконечностью, когда ее считают тривиальной.» А.Пуанкаре

Проблема терминологии технического цветоведения.

Естественный язык не чувствителен к произвольному изменению словоупотребления, но во власти
профессиональных сообществ использовать в специальных целях специальный язык ‐ терминологию.
В физике элементарных частиц слово «цвет» используют для обозначения одного из свойств кварков.
Очевидно, в этом случае слово «цвет» весьма условно связано с цветовосприятием.. Хотя
колориметрия моложе физики, за свою вековую историю она тоже превратилась в дисциплину
достаточно развитую, чтобы иметь собственную терминологию. В отличие от слова естественного
языка, термин должен иметь более узкий и четкий операциональный смысл и контекст применения.
Четкая терминология необходима для ясного изложения предмета дисциплины.
По нашему мнению в большинстве специальных текстов основное понятие колориметрии «цвет»
определено нечетко, иногда противоречиво, и уж, по крайней мере, нет единообразия в его
применении. В подтверждение этого мы приводим несколько характерных определений из
русскоязычных источников с небольшими предварительными комментариями, выделенными
курсивом.

1. «Цвет, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное
зрительное ощущение. Тот или иной Ц."присваивается" человеком объектам в процессе их
зрительного восприятия.» ‐ Большая Советская Энциклопедия (БСЭ)3‐е изд., 1969‐1978 гг. «Цвет ‐
одно из св‐в материальных объектов, воспринимаемое как осознанное зрит. ощущение.»
Физический энциклопедический словарь.— М.: Советская энциклопедия. 1983. Л. Ф. Артюшин.
Если вслед за философами считать свет материальным объектом наряду с вещественными
материальными объектами, то это определение неудовлетворительно потому, что для определения
цвета в колориметрии принципиально важно различение излучения и вещества.

2. «Цвет ‐ качество потока излучения в видимой для человека части спектра, одно из свойств
объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение.» Стефанов С. И.
Реклама и полиграфия: опыт словаря ‐ справочника.— М.: Гелла‐принт, 2004. — 320 с: ил.
По смыслу это определение хромает на ту же ногу.

3. «Цвет – характеристика светового стимула (источника света или предмета), создающего
определенное зрительное ощущение» ‐ Текстильное колорирование, Иваново 2008
Непонятно как предмет может быть световым стимулом и в чем именно состоит эта
характеристика.

4. «Мы должны раз навсегда принять к сведению, что словом «цвет» обозначается лишь
определенный класс психических переживаний, именно те переживания, которые возникают у нас, благодаря раздражению глаза лучистой энергией, т.е. светом;» ‐ Вильгельм Оствальд
«Цветоведение» 1924 г., перевод С.В.Кравкова.

5. «Цвет ‐ один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а также их
сочетаний или оттенков.» ‐ Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949‐1992.

6. «Цвет ‐ свойство видимого излучения, определяемое по вызываемому им у среднего
человеческого глаза ощущению». ‐ Терминология светотехники. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
КОМИТЕТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ, Сборники рекомендуемых терминов, ВЫПУСК 48, Под
общей редакцией академика А.М. Терпигорева.

7. «Подводя итог скажем, что во всем дальнейшем изложении под словом "цвет" мы будем
понимать трехмерную величину, численно характеризующую действие излучения на средний глаз человека и определяемую из установок на равенство этих действий в некоторых заданных условиях наблюдения.» ‐М.М.Гуревич «Цвет и его измерение» Изд.‐во Академии наук СССР М‐Л, 1950 г..
Примечание М.М.Гуревича данное к своему определению гласит: «Невозможно не удивляться
тому определению цвета, которое дал Комитет по колориметрии Американского оптического
общества, составленный из наиболее крупных специалистов США. Это определение, выработанное в результате десятилетних усилий, гласит: «Цветом называются непространственные и
невременные характеристики световых различий" («Соlor consists of the characterislics of light other
than spatial and temporal in homogeneities»). Вряд ли можно было считать удовлетворительным
определение стола, которое утверждало бы, что определяемый предмет не является стулом! Кроме
того невозможно себе представить цветовое различие, которое не было, вместе с тем, различием
пространственным или временным. Поэтому нельзя считать цветовое различие независимым видом
различия впечатлений, производимых излучением на глаз, эквивалентным различиям в пространстве
или во времени, как можно понять американское определение.»

Такая же разноголосица имеет место и англоязычной литературе. Вот два характерных примера.
1. «Ни объекты, ни излучения не являются в действительности окрашенными, каковыми мы их
воспринимаем. Скорее цвет – это психологическое свойство нашего визуального восприятия при
рассматривании объектов или излучений, а не физическое свойство этих объектов или излучений.»
(“Neither objects nor lights are actually ''colored" in anything like the way we experience them. Rather, color
is a psychological property of our visual experiences when we look at objects and lights, not a physical
property of those objects or lights. – page 95.”) ‐ Palmer, Stephen E. "Vision Science : Photons to
Phenomenology" 1999, MIT Press, 810 стр.

2. «color,n (цвет) – (1) объекта, аспект вида объекта, отличающийся от формы, размера,
положения или блеска, который зависит от спектрального состава падающего света, спектрального
отражения или пропускания света объектом, и спектральной чувствительности наблюдателя, а так же от геометрии освещения и наблюдения. (1987); (2) – воспринимаемый, атрибут визуального
восприятия, который может быть описан наименованиями цветов, например, белый, серый,
черный, желтый, коричневый, живой красный, глубокий красновато‐лиловый, или сочетанием
подобных наименований; (3) – колориметрический, характеристика цветового стимула,
обозначаемая согласно некоторой системе колориметрической спецификации набором трех
значений, например, координатами цвета.» ‐ASTM Designation: E 284 ‐07 Standard Terminology of
Appearance.
Ни одно слово естественного языка не может быть определено исчерпывающе в силу полиморфизма
естественного языка. Наша задача в том, чтобы прояснить смысл слова «цвет» как
колориметрического термина, как операционально определимого термина, как слова специального
языка колориметрии, практически необходимого для единообразной интерпретации результатов
цветовой спецификации.

Обзор приведенных выше определений свидетельствует, что слово «цвет» используется для
обозначения трех разных феноменов:
  • Свойства объектов;
  • Свойства излучения;
  • Свойства зрительного восприятия.

Отметим, что эти три группы разных по смыслу определений соответствуют трем моментам
ситуации наблюдения объекта, которую (обычно в виде рисунка) всегда приводят для пояснения
простейших цветовых феноменов и иногда даже называют «цветовым треугольником»2 . Некоторые
авторы предпочитают, чтобы читатель по контексту догадывался в каком смысле используется слово
«цвет». Например, на первой странице предисловия одной из книг по колориметрии 3 слово «цвет»
используется десять раз попеременно во всех трех смыслах, без каких‐либо пояснений. Мы разделяем
точку зрения Н.Д. Нюберга прим.4 о том, что путаница и противоречия в определениях у разных авторов
или вообще отказ от четкого определения связаны с тем, что одним словом «цвет» пытаются
обозначать феномены, которые в контексте колориметрии и ее приложений имеют существенно
различное значение. Разрешение этой путаницы заключатся в том, чтобы использовать слово «цвет» в
специальной литературе действительно как термин, т.е. признать за ним какое‐то одно значение из
всех возможных в естественном языке. Только прилагательное «цветной» применимо совершенно
свободно, т.к. оно всего лишь общее обозначение области реальности, к которой принадлежат разные
феномены. Но все собственно феномены, обозначаемые подлежащими, должны быть определены
максимально четко и применяться строго в своем контексте.

Пять краеугольных камней.

Для того, чтобы можно было содержательно рассуждать о зрении вообще, цветовом зрении и
колориметрии, прежде приходится сформулировать несколько самых общих положений, лежащих в
основе определений этой предметной области естествознания и ее терминологии. Они суммируют
опыт нескольких веков в изучении данной отрасли знаний.
1. Зрительное ощущение обусловлено воздействием света на глаз. Оптическая система глаза
проецирует изображение внешних предметов на светочувствительный слой (сетчатку глаза), формируя
так называемое «поле наблюдения».
2. Свет представляет собой видимое электромагнитное излучение различного состава. Излучение
сложного состава может быть представлено как смесь в разных пропорциях элементарных излучений.
Элементарное излучение - это излучение, характеризуемое одной длиной волны излучения или
достаточно узким интервалом длин волн. Разные излучения могут сравниваться по мощности и
составу.
3. Существовать ‐ значит изменяться. Проявляться могут только изменения свойств.
Соответственно, все сенсорные системы человека, в том числе и зрительная система, реагируют только
на изменение сигнала‐стимула. Зрительная система реагирует на изменение количества и состава
света, попадающего на разные участки поля зрения. Поэтому, «…для того, чтобы возникло зрительное
восприятие, сетчатка должна смещаться относительно рассматриваемого объекта…» и «…для того,
чтобы возникло зрительное восприятие, объект должен обладать некоторой организацией и
структурой» . Таким образом, излучение, вызывающее зрительное восприятие всегда является,
неоднородным стимулом с точки зрения пространства/времени.
4. Следует отличать зрительное ощущение, как физиологическую реакцию, от зрительного
восприятия, как продукта высшей нервной деятельности. Здесь речь не идет о взаимной
обусловленности афферентных (от рецептора к мозгу) и эфферентных (от мозга к рецептору)
механизмов восприятия. Это просто утверждение о том, что восприятие всегда сложнее, чем
вызывающий его стимул и поэтому равенство стимулов само по себе еще недостаточно для равенства
восприятий.
5. В высшей нервной деятельности имеет место только результат зрительного восприятия. Механизм
возникновения зрительных восприятий очень похож на механизм возникновения условных рефлексов.
Зрительные восприятия ‐ это вторичные представления, которые мы принимаем за непосредственные
ощущения подобно тому, как условные рефлексы после возникновения часто оказываются очень
сходными с безусловными рефлексами.

Термин «цветовосприятия».

С учетом изложенных основных положений следует признать, что цветвосприятие в конечном счете
основано на способности человека различать элементы изображения на сетчатке глаза, возникающие в
результате попадания на разные участки сетчатки излучений, различающихся как по составу, так и по
мощности. Случай, когда на один участок сетчатки попадают поочередно разные стимулы,
оговаривать отдельно не стоит, т.к. он не добавляет ничего принципиально нового к сути данного
описания цветовосприятия. Понятно, что цветовое восприятие зависит от всей совокупности свойств
субъекта, структуры поля наблюдения, геометрических и спектральных условий освещения,
геометрических условий наблюдения, а также самого процесса наблюдения объекта. Цветовосприятие
двух элементов поля наблюдения, обусловленных воздействием двух одинаковых излучений может
быть одинаковым лишь, при прочих равных условиях. Мы готовы теперь дать определение первого
термина. По сути - это операциональное определение.
Цветовосприятие ‐ это свойство, способность Наблюдателя различать или, что тоже самое,
сравнивать элементы изображения, обусловленные попаданием на светоприемное устройство
излучений разной мощности и различного состава. Результат процесса цветового восприятия,
отдельные цветовосприятия, могут быть выражены вовне только как некоторое действие
цветовоспринимающего субъекта.
Мы привыкли определять цветовосприятие как свойство человека. Но возможно и более широкое
определение, если помнить, что однозначно результат цветовосприятия может быть выражен только
виде фиксации любым внешним, т.е. физическим образом простого равенства или неравенства
(сходства или различия) двух объектов (полей наблюдения). Так можно определить цветовосприятие
других живых организмов и даже роботов. Биологи, например, судят о наличии цветовосприятия у
других живых организмов, если поведение этих организмов в эксперименте логичнее всего
объясняется исходя из предположения, что они различают окраску объектов. Если робот может
анализировать сколь‐нибудь сложное изображение по цветовым элементам и в результате совершать
какие‐нибудь манипуляции, значит, в контексте технического цветоведения робот обладает каким‐то
цветовосприятием.

Термин «цвет».

Мы определили цветовосприятие как свойство некоторого деятеля. Свойство ‐ это философская
категория, выражающая такую сторону предмета (некоторой целостности, выделенной из мира
объектов в процессе человеческой деятельности и познания), которая обусловливает его различие или
общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним 6. Это совершенно общее
положение. Человек познает, структурирует мир, выделяя в нем различные предметы и феномены
посредством установления сходства и различия между «тем» и «не тем» прим.8 . Какая-либо вещь или
феномен является как совокупность определенных свойств. Для выделения какого‐либо свойства в
феноменах/предметах НЕОБХОДИМО действие сравнения и, соответственно, ситуация равенства.
Сама процедура сравнения предполагает возможность равенства, т.к. без равенства не может быть
неравенства а, значит, и вообще сравнения. Пример. Что может быть общего между человеком и
бревном? Можно выявить некоторое их общее свойство, если найти способ сравнить их. Например,
можно их уравнять по весу. Таким образом, можно выделить такое их общее свойство как вес.
Аналогично можно определить цвет как некоторое общее свойство разных излучений. В этом смысл
определения цвета зафиксированного в ГОСТ 13088‐67:
«Цвет есть аффинная векторная величина трех измерений, выражающая свойство, общее всем
спектральным составам излучения, визуально неразличимым в колориметрических условиях
наблюдения. Под словом «излучение» следует понимать также свет, отраженный и пропускаемый
несамосветящимися телами.
Примечание. Колориметрические условия наблюдения ‐ физические условия визуального
сравнения, в которых любые одинаковые по спектральному составу излучения неразличимы
глазом.»
Немного переиначивая это определение, но не искажая его смысла, можно сказать, что цвет ‐ это
свойство общее всем спектральным составам излучений, визуально неразличимым в
колориметрических условиях наблюдения, которое может быть выражено математически через
аффинную величину трех измерений. Или, иногда имеется возможность визуально уравнять
излучения разного спектрального состава. Или, у разных излучений есть свойство (одно из многих
других), по которому они могут быть визуально уравнены. Это свойство называют цветом. Это, по
сути, операциональное определение цвета.
«Уравнены визуально» мы трактуем как то, что сравнение излучений должно осуществляется либо
человеком с нормальным цветовым зрением, либо посредством физического приемника излучения,
имеющего стандартную функцию отклика, соответствующую так называемому «стандартному
колориметрическому наблюдателю». Стандартный колориметрический наблюдатель также
объективен, как и любой другой эталон измерения, например, метр или старинная русская мера длины
‐ локоть. Поэтому, в контексте колориметрии «цвет», в отличие от «цветовосприятия», есть
объективное свойство излучения, не зависящее от конкретного человека или устройства иного
«наблюдателя», реагирующего на излучение. Можно представить себе физическое устройство,
которое будет селективно к трем диапазонам невидимого спектра излучения. Измерения при помощи
такого гипотетического устройства мощности излучений будут характеризовать различные
спектральные составы излучения разными тройками чисел. Таким образом, можно было бы измерять
своего рода «цвет» невидимого излучения, если бы это имело какой‐то практический смысл.
Заслуга четкой формулировки приведенного определения цвета принадлежит Н.Д.Нюбергу.
Определение вызревало долго. Сам автор этого определения, Н.Д. Нюберг, не приводит его в своей
ранней книге 7. Близкая по смыслу, но более расплывчатая формулировка присутствовала в статье Э.
Шредингера, опубликованной еще в 1920 году. Видимо, из‐за расплывчатости этой
формулировки, четкое определение цвета не прижилось в зарубежной литературе. С сожалением
приходится признать, что лаконичная формулировка Н.Д.Нюберга тоже далеко еще не оценена по
заслугам специалистами.

Термин «окраска».

Аналогично надо определять и термин «окраска». Два предмета, различающиеся по весу и форме,
могут иметь некоторое свойство, по которому они сравнимы и могут быть в отдельных случаях
уравнены. Пример. Мы разбили кусок цветного стекла на разные по весу и форме осколки. Между
этим разными осколками есть нечто общее на вид, одинаковое. Т.е. у разных предметов есть свойство,
по которому они могут быть в определенных условиях визуально уравнены. Это свойство называют
окраской. Поскольку различие и сходство необходимо дополняют друг друга, то определение можно
было бы давать и через различие. Например: «Окраска ‐ это свойство предметов одинаковой формы
выглядеть по разному в данных условиях освещения и наблюдения». Но такое определение хуже, так
как утверждение о существовании различия вторично. Хотя оно предполагает возможность сходства,
но маскирует то, что именно утверждение существования какого‐либо сходства, т.е. возможного
равенства, эквивалентно утверждению о существовании некоторого особого свойства. Поэтому лучше
следующее определение окраски.
Окраска ‐ это свойство предметов, по которому разные предметы могут быть уравнены визуально в определенных геометрических условиях освещения и наблюдения.
Если в этом определении опустить слова «в определенных геометрических условиях освещения и
наблюдения», то оно превращается в определение свойства «форма». Предметы могут быть визуально
схожими либо по форме, либо по окраске, либо и по форме и по окраске одновременно. «Уравнены
визуально» означает тут, что сравнение двух предметов ведется на основании оценки исходящего от
них излучения, т.е. цвета. Если два объекта, одинаковых по форме, неразличимы для данных
геометрических условий освещения и наблюдения, то они имеют одинаковую для этих условий
окраску. Для строгого определения окраски, как свойства предметов, необходим дополнительный
термин - геометрические условия освещения и наблюдения. «Геометрические условия освещения» ‐
это пространственное распределение падающего на объекты излучения. «Геометрические условия
наблюдения» ‐ это оптическая конфигурация приемника излучения и взаимное расположение
приемника излучения и объекта, от которого это излучение исходит.
Надо подчеркнуть, что окраска – это свойство именно предметов, а не излучения. Окраска
обусловлена способностью предметов избирательно поглощать и перенаправлять падающий на них
свет. Но поскольку это способность оценивается визуально, т.е. через цвет излучения, то часто путают
эти два разных феномена. Различать их помогает понятие геометрических условий
освещения/наблюдения.
Известно, что мощность и состав отражаемого или пропускаемого предметом света, (т.е. цвет)
зависят не только от поглощательных свойств вещества предмета, но и от геометрических
характеристик самого предмета и геометрических условий освещения/наблюдения. Иными словами,
все реальные предметы обладают индикатрисой. Утверждая, что окраска обусловлена способностью
предметов избирательно поглощать падающий на них свет мы даем не полную характеристику сути
явления. Окраска обусловлена совместным действием двух причин: способностью предметов
избирательно поглощать, а так же способностью предметов избирательно перенаправлять
падающий на них свет. Под такое объяснение причин окраски подпадают и интерференционные
окраски.
Окраска предмета проявляется в конкретных геометрических условиях освещения/наблюдения. С
колориметрической точки зрения один и тот же предмет обычно имеет много схожих, но разных
окрасок в зависимости от геометрических условий освещения/наблюдения. Предмет, окрашенный
интерференционными пигментами, имеет много существенно разных окрасок. Мы видим разную
окраску при наблюдении по-разному освещенных поверхностей одного того же объекта и т.д..
Если измерить один и тот же образец на спектроколориметрах с разной оптической геометрией, мы
получим разные (иногда очень значительно) цветовые характеристики. Поэтому правильнее говорить
о «приборном контроле окраски», а не «приборном контроле цвета» предметов.
Вот еще один всем известный пример ошибочного использования слова «цвет» для обозначения
феномена окраски. Практически в каждом тексте, посвященном цветоведению, можно найти
разъяснения о двух способах получения цвета – об аддитивном и субтрактивном синтезе цвета. При
этом не понятно, почему если и то, и то «синтез» цвета, в одном синтезе выполняются законы
Грассмана, а в другом нет? Да просто потому, что в субтрактивном синтезе мы «складываем» не цвета,
а окраски.
Мы также подчеркиваем, что окраска – это именно свойство предметов, а не особенность
цветовосприятия предметов. Для того, чтобы недвусмысленно применять термин «окраска»,
приходится освободить его от эпитетов, используемых для описания свойств цветовосприятий. Когда
мы измеряем цвет излучения на визуальном колориметре, мы получаем не цветовой тон, а всего лишь
набор трех чисел – цветовых координат. Когда мы измеряем «окраску», мы получаем набор трех
чисел – цветовых координат, но с учетом оптической геометрии измеряющего прибора, т.е. сочетания
геометрических характеристик освещения и наблюдения. Следуя логике такого определения термина
«окраска» мы вынуждены сделать непривычное утверждение. А именно, такие эпитеты, как
«красный», «светлый» и тому подобные не должны применяться для характеристики окраски.
Правильно было бы говорить, что данная окраска в данных условиях наблюдения вызывает
восприятие, которое принято называть «красным». Наглядные представления о цветовом тоне,
насыщенности и т.п. не являются характеристиками ни цвета, ни окраски. Конечно же, мы имеем
ввиду именно наглядные психологические представления, а не их объективированные и очень
приблизительные корреляты, типа координаты насыщенности в системе спецификации CIELch или
цветности в системе МКО.
Н.Д.Нюберг тоже считал, что «наглядные» цветовые характеристики, т.е. цветовые ощущения не
являются характеристиками излучения, цвета в колориметрическом определении, но при этом он был
недостаточно последователен в отношении окраски. Он не дал для окраски определения, с такой же
как для цвета логической структурой. Он просто определил окраску как «объективные отражательные
свойства предмета». При таком определении окраска, будучи объективным свойством предмета, легко
перепутывается со свойством субъекта – цветовосприятием. Например, Нюберг писал: «…Так как под
«цветом» мы почти всегда понимаем окраску предметов, то наши наглядные представления о цвете
являются представлениями об окраске предметов и тесно связаны с теми бессознательными
сравнениями предметов со всем, что его окружает, которые позволяют нам узнавать окраску
предметов. Отсюда и сложность наших наглядных представлений о цвете.»8 . В этой цитате нет
прямого утверждения, что наглядные цветовые представления являются характеристиками окраски, но
при беглом ее прочтении так можно было бы подумать. Все наглядные представления об окраске, как
и наглядные представления о цвете, являются свойствами цветовосприятия, а не окраски или цвета.
Хотя бы просто потому, что «представления» не могут быть объективными свойствами по
определению (сontradictio in adjecto).

Термин «вид»

Этот термин практически не встречается в русскоязычной литературе по колориметрии. Между тем
он входит в название одного из основных международных колориметрических стандартов: ASTM
E284‐07 Standard Terminology of Appearance. Сам термин в этом стандарте разъясняется следующим
образом: «appearance,n (вид) – (1) объекта, обобщение визуальных аспектов восприятия объекта или
сцены. (2006b); (2) воспринимаемый, визуальное восприятие объекта, включающее размер, форму,
цвет, текстуру, блеск, прозрачность, непрозрачность и т.д. раздельное или обобщенное. (2006b)»
С нашей точки зрения это определение не является терминологическим, т.к. оно многозначно и
двусмысленно. По контексту различных стандартов и учебников становится понятно, что под
термином “Appearance” чаще всего понимается то, что мы определили термином «Окраска».
Мы считаем более продуктивным определение термина «вид» утверждением с логической
структурой, аналогичной определениям уже рассмотренных терминов.
Вид – это свойство предметов, по которому предметы могут быть уравнены визуально для всех
возможных геометрических условий освещения и наблюдения.
Если два объекта, одинаковых по форме и размеру, неразличимы для всех возможных
геометрических условий освещения и наблюдения, то они имеют одинаковый вид. Если сопоставить
определения для терминов «вид» и «окраска», то ясно, что вид есть совокупность всех возможных
вариантов окраски объекта для различных геометрических условий освещения и наблюдения.
Понятно, что «вид» является, строго говоря, абстрактным неизмеряемым понятием, окраской вообще.
Но для практических целей колориметрии под термином «вид» следует понимать совокупность
окрасок для некоторого ограниченного набора геометрических условий освещения и наблюдения.
Поскольку форма предметов образована их поверхностью, то под окраской и видом предмета следует
понимать, прежде всего, окраску и вид поверхности предмета.
Все четыре определения подразумевают явным образом наблюдателя. Принципиальное различие
между цветом, окраской, видом с одной стороны, и цветовосприятием с другой, состоит в том, что
первые являются объективными феноменами, которые существуют независимо от свойств
отдельного наблюдателя или устройства регистрирующего прибора. Вместе с тем, их смысл
обусловлен существованием какого-нибудь наблюдателя/активного деятеля вообще, как, впрочем, и
всей остальной реальности.
Практическое значение приводимых определений заключается в том, что ясное различение этих
четырех терминов является ключом к пониманию технического цветоведения как единства систем
спецификации различных цветовых феноменов: цвета, окраски, вида и цветовосприятия.

Системы спецификации цветовых феноменов.

С математической точки зрения каждый из упомянутых феноменов есть множество элементов с
заданным на нем отношением толерантности. Отношения толерантности являются формализацией
отношения, содержательно интерпретируемого как похожесть, подобие, равенство, тождественность 9 .
Иными словами, мы можем сравнивать между собой разные цвета и констатировать их сходство или
различие. То же самое с окраской, видом и цветовосприятием. Отношение толерантности – это
алгебраическое отношение, т.е. такое, что относительно любых двух элементов множества мы можем
установить только факт наличия или отсутствия рассматриваемого отношения, но не можем
определить степень (меру) отношения, выраженную числом. Для упомянутых цветовых феноменов
существуют и другие отношения, однако, только отношение толерантности не требует доказательства
своего существования. Оно является непосредственным выражением операции сравнения, в
частности, процедуры основного колориметрического эксперимента по определению стандартного
колориметрического наблюдателя.
Система спецификации какого‐нибудь свойства может включать в себя систему его измерения.
Система спецификации в самом широком смысле позволяет идентифицировать конкретное значение
свойства, т.е. констатировать сходство или различие любых двух объектов по этому свойству. Система
измерения не только констатирует различие, но и выражает его количественно и даже численно.
Системы спецификации формируют алгебраическое пространство свойств, а «сильные» системы
измерения – геометрическое.
С точки зрения вышеизложенного система спецификации цветового феномена – это набор
технических средств и правил, который позволяет провести операцию сравнения и констатировать
тождество или различие двух элементов, принадлежащих множеству, представляющему этот феномен.
Мы классифицируем разделы технического цветоведения и системы цветовых спецификаций по
рассмотренным феноменам:

  • Классическая колориметрия (без учета пространственного распределения излучения) ‐ система спецификации цвета;
  • Приборная (фотометрическая) колориметрия с одной геометрией измерения - система спецификации окраски;
  • Приборная гониоколориметрия - одновременное использование нескольких геометрий измерения система спецификации вида;
  • ‐ Цветовые системы (атласы – упорядоченные наборы физических образцов окраски) и каталоги образцов - системы спецификации цветовосприятий.

Поскольку от результата цветовосприятия зависят ответные реакции наблюдателя на
действительность, система спецификации цветовосприятий имеет первостепенное значение.
Остальные системы спецификации предназначены сделать связь свойств и реакций наблюдателя со
свойствами наблюдаемого объекта определенной настолько, чтобы по свойствам объекта можно было
предсказывать адекватную, т.е. единообразную реакцию разных наблюдателей.

Системы спецификации цветовосприятий.

Рассмотрение различных ситуаций наблюдения приводит к заключению о необходимости
выделения, по крайней мере, двух типов цветовосприятий: цветовосприятий «самосветящихся» и
«несамосветящихся» объектов, или, что тоже самое, «источников» и «предметов». Такое
словоупотребление не должно вводить в заблуждение. В контексте технического цветоведения
закавыченные слова означают не свойства наблюдаемых объектов, но характеристики условий их
наблюдения, а именно, соотношение яркости объекта и фона. Так луна на фоне ночного неба кажется
светящимся объектом, в то время, как с точки зрения физики, она только отражает падающий на нее
свет. Цветовосприятия источников существенно отличаются от цветовосприятий предметов.
Цветовосприятия источников не бывают «грязными», т.е. коричневыми, оливковыми, серыми,
черными и т.п.. В свою очередь, для цветовосприятия источников можно выделить еще одно, менее
существенное, разделение на «локализованные» и «нелокализованные». Закавыченные слова снова
являются характеристиками условий наблюдения. Локализованные ‐ это цветовосприятия источников
при структурированном фоне наблюдения, когда различается геометрия наблюдаемого источника.
Нелокализованные цветовосприятия имеют место, когда геометрия источника не различается.
Возможно, что по мере развития культуры цветовосприятия появится необходимость в еще более
разветвленной классификации цветовосприятий. В настоящий момент для технического цветоведения
практическое значение имеет различение между цветовосприями источников и предметов. Самым
обычным, естественным типом является цветовосприятие предметов.
Очевидно, что цветовосприятие должно каким‐то образом соответствовать объективным свойствам
наблюдаемых предметов. Чтобы эффективно приспособится к среде, человек должен максимально
быстро и точно опознавать окружающие его объекты. Понятно, что цветовое зрение весьма этому
способствует, так как предметы специфичны по окраске. Но чтобы различать окраску, человеку не
нужно иметь никаких специальных знаний о цветовосприятии и его свойствах. Эта задача каждым
человеком выполняется подсознательно и автоматически. Для различения объектов не требуется
анализ цветовосприятий по составляющим, поэтому восприятие окраски в повседневной ситуации
является интегральным восприятием того, что на языке специалистов называется цветностью или
хроматичностью. Психолингвисты предпочитают говорить о цветовосприятиях в смысле цветности
или скорее единого не структурируемого перцепта, т.е. не выделяя отдельных свойств
цветовосприятий, не определяя терминов типа насыщенность, цветовой тон, светлота 10,11.
В повседневных ситуациях детализированная спецификация цветовосприятия осуществляется
посредством ссылки на характерную окраску различных естественных объектов, которые в обычных
условиях наблюдения вызывают у разных наблюдателей примерно одинаковые реакции. Основные
специальные средства спецификации цветовосприятий типа атласов NSC, Манселла или каталога RAL
являются, по сути, компактными коллекциями образцов поверхностей предметов (окрасок).
Анализ совокупности всех наличных цветовосприятий постепенно привел заинтересованных
исследователей к пониманию того, что от любого цветового восприятия к любому другому можно
перейти постепенно, путем небольших изменений разных признаков окраски. Уяснение этого факта
создало предпосылки для создания более специализированных и универсальных систем спецификации
цветовосприятий предметов. Такие детализированные системы стали возможны только с развитием
технологии окрашивания предметов.
Многочисленными и многовековыми визуальными экспериментами доказано, что достаточно
разнообразные наборы образцов окраски можно расположить в трехмерном пространстве в виде трех
рядов, монотонно упорядоченных по трем «модальностям», «атрибутам», «составляющим» целого
восприятия, явно различаемых наблюдателями. Чаще всего выделяют такие признаки цветовосприятий
как светлота, цветовой тон и насыщенность. Тут опять-таки важно подчеркнуть, что отдельная
составляющая целостного восприятия может быть выявлена только в ряду образцов.
Атрибут восприятия, который коррелирует с общей яркостью отражаемого поверхностью объекта
света называется светлотой. Представление о светлоте можно получить разглядывая разную окраску
по-разному освещенных участков одного предмета однородного вещественного состава.
Операциональное определение светлоты следующее. Светлота – это атрибут (свойство) цветового
восприятия конкретного объекта, который меняется при изменении интенсивности и/или геометрии
освещения. Если я скажу, что один образец окраски воспринимается как более светлый, то в этом
утверждении констатируется только два физически проверяемых факта: во-первых, эти окраски
различаются; во-вторых, один из образцов по тем или иным причинам отражает больше видимого
излучения.
По признаку цветового тона различные по цветовосприятию образцы окраски могут быть
расположены на замкнутой кривой. Некоторые конкретные значения этого признака имеют
собственные названия (красный, зеленый, желтый, синий, оранжевый, пурпурный, розовый и др.).
Этот признак ассоциируется наивным наблюдателем с присутствием в объекте некоторого
окрашенного вещества. Именно поэтому психологически трудно сравнивать цветовосприятия
существенно различающиеся по цветовому тону, т.к. подсознательно разные цветовые тона
оцениваются как следствие присутствия разных веществ, т.е. как разные и несравнимые качества.
Операциональное определение цветового тона следующее. Цветовой тон – это (свойство) качество
цветовосприятия, которое меняется при смене вещественного состава поверхности. Если я скажу, что
восприятие одного образца отличается от восприятия другого по цветовому тону, то в этом
утверждении констатируется только два физически проверяемых факта: во-первых, эти окраски
различаются; во-вторых, они различаются составом окрашивающих веществ.
Наконец, третий признак условными рефлексами связан с представлением о разных количествах
конкретного окрашивающего вещества в ряду образцов. Он называется насыщенностью 5. Сравнить
психологически насыщенность цветовосприятий разного цветового тона весьма затруднительно по тем
же причинам, что и сравнение светлоты разных цветовых тонов. Операциональное определение
психологической насыщенности следующее. Насыщенность – это качество цветвосприятия, которое
меняется при изменении количества окрашенного компонента в объекте. Поскольку изменение
количества окрашенного вещества связано всегда с изменением количества отражаемого света в
данных условиях, то изменения насыщенности оказываются «психологически» связанными с
ощущением изменения светлоты. Какой смысл заключается во фразе «Окраска одного образца
воспринимается более насыщенной, чем окраска другого»? В этом утверждении только два смысла
надежно проверяемых практически: во-первых, эти окраски различаются; во-вторых, они различаются
содержанием окрашивающего вещества. Никакого другого смысла нет, до тех пор, пока не прибегают
к какой либо системе спецификации цветовосприятий. Например, если я помещаю образец среди
других образцов цветовой системы, то я могу сравнивать несколько образцов сразу, и тогда
появляются дополнительные смыслы. Например, «Этот образец насыщеннее эталона на две ступени
насыщенности Манселла».
Упорядоченный трехмерный массив образов окрасок (атласы) принято называть цветовым телом,
которое является наглядной иллюстрацией цветового пространства как логической формы,
объективирующей цветовосприятие. Взаимное расположение образцов окраски внутри цветового
тела, и, соответственно, выделяемые в цветовом пространстве направления (или психологические
модальности) в разных атласах различаются в зависимости от исходных установок выбранных
разработчиками атласов для упорядочивания образцов окрасок.
Систем спецификации цветовосприятий по‐английски называются Color Ordering Systems, что в
буквальном переводе означает - системы упорядочивания цветов, а в правильном переводе – системы
упорядочивания окрасок. Наиболее известные из этих систем: цветовая система Манселла; так
называемая Естественная система цветов NCS; система Optical Society of America Uniform Color Scales
(OSA‐UCS).
При практическом использовании существующих цветовых систем в качестве средства
спецификации цветовосприятия нет необходимости разбираться в нюансах психологического смысла
координатных осей, использованных при их создании. Цветовые системы вводятся и иллюстрируются
посредством атласов цветных образцов. Реальные физические образцы является такой же
необходимой частью цветовой системы, как и принцип их упорядочивания и наименования.
Практическое применение цветовой системы сводится к обучению, «натаскиванию» на быстрое
нахождение места конкретного образца среди других образцов системы и присвоение ему
соответствующего кода. Это возможно только в том случае, если есть в наличии перед глазами
наблюдателя реальные образцы, между которыми надо поместить испытуемый образец окраски.
Излишне говорить, что цветовосприятие окраски зависит от условий наблюдения, поэтому эти условия
должны быть предельно подробно регламентированы.
Точность системы спецификации цветовосприятий посредством цветовых систем определяется
количеством образцов окраски и равномерностью их распределения по всему объему цветового тела, а
надежность – надежностью воспроизведения окраски образцов и ее устойчивостью. Например,
современное издание системы Манселла, глянцевая коллекция, содержит 1600 образцов.
Существование подобных систем спецификации цветовосприятия позволяет установить связь между
цветовосприятием и системой спецификации окрасок. Самым непосредственным образом это связь
устанавливается простым измерением образцов атласа спектроколориметром. Так в стандарте ASTM
D 1535‐08 «Стандартная практика спецификации цветовосприятия по системе Манселла» приводится
таблица значений цветовых координат всех образцов атласа Манселла. История формирования
современных представлений о свойствах цветовосприятий в связи с системами их геометрической
интерпретации детально рассмотрена в книге Рольфа Къюни12 . В ней очень убедительно показано
(глава 4), что возникновение и развитие представлений о психологических атрибутах цветовосприятия
шло параллельно с возникновением и развитием технологии окрашивания объектов. Такой атрибут
цветовосприятия как хроматичность или насыщенность впервые четко был сформулирован Ньютоном.
Это наводит на мысль, что способность различать цветовые атрибуты достигается обучением.

Система спецификации цвета.

Спецификацией цвета, как свойства излучения, занималась и занимается классическая
колориметрия. Результатом изучения спектральной чувствительности глаза человека в ходе развития
классической колориметрии стало создание модели цветового зрения на физиологическом уровне в
виде трех кривых спектральной чувствительности глаза. Классическая (визуальная) колориметрия
сосредоточивалась на изучении апертурных цветов. Апертурные цвета – это цвета, которые можно
наблюдать в окуляре визуального колориметра. Они воспринимаются как пространственно
нелокализованные цвета, т.е. не относящиеся к какой либо поверхности или объекту. Соответственно,
не учитывается индикатриса отражения реального образца, а условия наблюдения редуцированы до
предельно возможной простоты, тем самым сложность цветовосприятия редуцируется почти до
простоты цветоощущения. Е.Н. Юстова писала «Таким образом, в колориметрии не ставится вопрос,
как выглядит то или иное излучение, какое оно вызывает ощущение. Единственное, что требуется от
наблюдателя в колориметрическом эксперименте – это ответить на вопрос: равны ‐ не равны по
цветовому ощущению? При этом под цветовым равенством подразумевается полное тождество
(слияние) по цветовому ощущению сравниваемых излучений» 13. По нашему мнению классическая
колориметрия ограничивается областью спецификации апертурных цветов, т.е. излучений. Принцип
спецификации прост: тестовый цвет уравнивается соответствующим подбором мощности выбранных
«основных» излучений. Эти три приведенные значения мощности есть цветовые координаты
тестируемого цвета, которые его полностью специфицируют, т.е. позволяют отличить от любого
другого цвета. Если так специфицировать все монохроматические света, выделяя их из спектра
видимого света в виде полос с определенной шириной пропускания и уравнивая их энергетическую
мощность, то совокупность всех координат цвета в виде трех спектральных кривых будет
представлять спектральную кривую чувствительности глаза, выраженную через данные базовые цвета.
Такие кривые называются функциями сложения цветов. Определение стандартных функций сложения
цветов (стандартного колориметрического наблюдателя) позволило перейти от визуальной
колориметрии к расчетной, когда цвет излучения может быть рассчитан по его спектру. Мы
определили «цвет», как свойство быть уравниваемыми для излучений разного состава, что
подразумевает как различия по мощности, так и по относительному составу излучения. Т.е.
подчеркнем, что два излучения могут быть одинаковой цветности, но, при этом, разного цвета.

Система спецификации окраски.

Поскольку окраска, т.е. отражение света в конкретных условиях реальным объектом, зависит от
света, которым объект освещается, геометрии освещения и наблюдения, то для спецификации окраски
не достаточно задать стандартного колориметрического наблюдателя. Кроме него, система
спецификации окраски должна регламентировать спектральный состав излучения, освещающего
образец (стандартные источники излучения) и оптическую геометрию освещения/наблюдения. Кроме
того, «в основе измерения цвета прозрачных и отражающих образцов лежит понятие цветового тела,
т.е. самым светлым всегда является образец белой поверхности, а координаты цвета всех остальных
образцов должны быть отнесены к координатам белого образца при заданном источнике освещения»13 .
Подобное нормирование отраженного света вполне аналогично тому, как работает зрительная система
человека. «Указание окраски предмета путем сравнения (конечно, бессознательного) с белым
предметом можно сравнить с тем, как в лабораторных условиях находят спектральные кривые
отражения, т. е. полную физическую характеристику отражающих свойств объекта. Это делается с
помощью прибора – спектрофотометра, причем количество света, отраженного исследуемым
объектом, сравнивается с тем, какое отражает белая поверхность, освещенная одинаково с ним. При
узнавании окраски предмета глаз проделывает нечто вполне аналогичное. Глаз реагирует на свет, как
бы регистрирует излучения. Сопоставление света, отраженного каким‐либо предметом, с тем, какой
отражает белый предмет при том же освещении, дает окраску предмета. В обоих случаях сравниваются
излучения, а в результате становится известными отражающие свойства объектов »8. Таким образом,
добавление к стандартному колориметрическому наблюдателю стандартизации по геометрии
освещения/наблюдения и излучениям, наряду с нормированием данных измерений относительно
«абсолютно белой» поверхности превращает систему спецификации цвета в систему спецификации
окраски. Сочетание стандартной геометрии со стандартным излучением обычно называется
колориметрическими условиями спецификации.
Стандарт МКО содержит в себе обе эти системы спецификации не подразделяя их так, как
предлагаем мы. Системы спецификации МКО отвечают на вопрос, одинаковы или нет два цвета, или
две окраски в данных конкретных колориметрических условиях. На основе этих систем спецификации
последние тридцать лет предпринимаются интенсивные попытки построения так называемых
моделей цветового восприятия ”color apearance models”2. В этих математических моделях делается
попытка спецификации не только апертурных цветов, но и излучений, связанных с более или менее
сложными условиями наблюдения, предполагающими более или менее сложную структуру поля
наблюдения, например, учет фона. Соответственно, в качестве своеобразных колориметрических
условий в них выступает гораздо больше параметров, чем в исходной системе МКО.

Системы спецификации вида.

Согласно данному выше определению, спецификация вида опирается на спецификацию окраски
объекта для совокупности различных геометрий освещения/наблюдения. Для этого используют
гониоспектро-колориметры, которые измеряют отраженный от образца цвет в зависимости от
направления, т.е. с учетом индикатрисы. Мы можем измерять окраску поверхности для конкретной
оптической геометрии прибора, которая обязательно указывается наряду с измеренными координатами
цвета. Но как измерить вид, если количество геометрий бесконечно? Теоретически это невозможно, но
для практических целей можно ограничиться некоторым достаточно разнообразным набором
геометрических условий освещения и наблюдения. В случае окраски, мы измеряем, исходящее от
образца излучение, для одной оптической геометрии прибора и результатом является один набор
координат цвета. При измерении вида мы должны получить несколько таких наборов для разных
условий освещения и наблюдения, т.е. мы должны измерить цвет в различных направлениях при
различных условиях освещения.
Интерпретация цвета, как точки трехмерного пространства, позволяет ввести характеристики
различия между цветами. Аналогично, если существует алгоритм сведения результатов измерений
цвета, исходящего от поверхности для разных оптических геометрий, к однородной величине, то
можно ввести характеристику различия между видом двух поверхностей, наподобие характеристик
цветового различия окрасок, используемых в промышленности в настоящее время. Совсем
недавно фирмой X‐Rite Inc. был предложен один из возможных алгоритмов . Согласно этому
алгоритму вид можно интерпретировать как цветовой тензор второго ранга .

Заключение.

Автор надеется, что был достаточно убедителен в доказательстве целесообразности предлагаемых
определений цветовосприятия, цвета, окраски и вида для последовательного и четко структурируемого
изложения технического цветоведения. Предлагаемые определения позволяют построить логическую
схему дисциплины, которая сможет служить путеводителем по лабиринтам отдельных вопросов
цветоведения и смежных областей, и даст возможность всегда видеть за деревьями лес.

Примечания:

Прим. 1 Цвет — квантовое число (введено Н. Н. Боголюбовым), характеризующее кварки и глюоны,
их специфический заряд (т. н. цветовой заряд), определяющий их взаимодействие. Сильное
взаимодействие вызывает притяжение либо двух частиц с противоположным цветом (цвет и антицвет),
либо трех частиц с определенной комбинацией цветов, которая в сумме дает «белый» цвет. Из‐за такой
аналогии с восприятием цвета и был выбран такой термин.
Прим. 2 Примечание на примечание М.М.Гуревича. Ирония М.М. Гуревича по поводу определения,
данного американскими коллегами свидетельствует лишь о том, что он не понял, как следует, ни
американского определения, ни своего собственного. Гуревич определи цвета как «величину». Но
разве «величина» имеет свойство пространства и времени?
Прим. 3 Мы отождествляем понятие «феномен» с понятием «явление» ‐ философской категорией,
отражающей внешние свойства и отношения предмета, которые раскрывают его сущность.
(Философский энциклопедический словарь. М.:Сов.Энциклопедия, 1983, стр. 717.) При этом
получается цепочка: феномен – это совокупность свойств, и, в свою очередь, конкретное свойство
можно понимать как феномен. Например, излучение характеризуется разными свойствами, в том числе
цветом. Цвет, как свойство излучения – сам является феноменом, со своими свойствами
(аддитивности, трехмерности и т.п.). Можно привести примеры и других бесконечных цепочек:
причина – следствие; цель и средство и т.п. и т.п.. Реальность – это бесшовная ткань.
Прим. 4 «Но дело не только в неудачности данного способа уточнения указанных наглядных
характеристик «цвета», а в принципиальной неправильности постановки вопроса, связанного, в первую
очередь, с невольным смешением понятий: цветового ощущения, окраски, т. е. объективного свойства
предметов, которые нас обычно окружают в жизни, и цвета (в научном смысле), т. е. объективного
свойства излучений, определяющего для глаза возможность отличать их друг от друга. В разговорном
языке слово «цвет» употребляется во всех трех смыслах.» Н.Д. Нюберг Лекции по цветоведению,
прочитанные студентам Полиграфического техникума. Приложение III из книги Е.Н.Юстова,
Колориметрия,. СПб. Университет, 2003.
Прим. 5 Высшая нервная деятельность ‐ по И.П.Павлову ‐ сложная форма жизнедеятельности,
обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к
изменяющимся условиям внешней среды. В основе высшей нервной деятельности лежит
взаимодействие врожденных безусловных и приобретаемых в процессе онтогенеза условных
рефлексов, к которым у человека добавляется вторая сигнальная система.
Прим. 6 "Операциональное определение понятий ‐ логическая процедура указания эмпирических (в
принципе наблюдаемых) значений теоретических смыслов. Входит как необходимый компонент в
процедуры операционализации (переход от теоретических концептов к фиксируемым в измерительных
инструментах их наблюдаемым признакам)." Новейший философский словарь. Автор: Кондрашов.В.
Издательство: Феникс, 2008 г.
Прим.7 Мы будем использовать множественное число для обозначения результата процесса и
единственное число для обозначения самого процесса цветовосприятия.
Прим. 8 Д. Хармс «О времени, о пространстве, о существовании».
1. Мир, которого нет, не может быть назван существующим, потому что его нет.
2. Мир, состоящий из чего‐то единого, однородного и непрерывного, не может быть назван существующим,
потому что, в таком мире, нет частей, а, раз нет частей, то нет и целого.
3. Существующий мир должен быть неоднородным и иметь части.
4. Всякие две части различны, потому что всегда одна часть будет эта, а другая та.
5. Если существует только это, то не может существовать то, потому что, как мы сказали, существует только это.
Но такое это существовать не может, потому что если это существует, то оно должно быть неоднородным и
иметь части. А если оно имеет части, то значит, состоит из этого и того.
6. Если существует это и то, то значит, существует не то и не это, потому что, если бы не то и не это не
существовало, то это и то было бы едино, однородно и непрерывно, а, следовательно, не существовало бы тоже.
7. Назовем первую часть это, вторую часть то, а переход от одной к другой назовем не то и не это.
8. Назовем не то и не это “препятствием”.
9. Итак: основу существования составляют три элемента: это, препятствие и то.…….»
Прим. 9 «Объектами измерений являются свойства. Вес, цвет, умственные способности - типичные
примеры для иллюстрации смысла, который здесь придается слову «свойство». Если мы говорим о
различных проявлениях свойства, то имеем в виду, например, красный, голубой, зеленый,...— в случае
цвета или различные степени развития умственных способностей. Конечно, свойства существуют
только в связи с эмпирическими объектами, такими, как физические тела, электромагнитные волны,
люди. Электромагнитные волны, например, обладают свойством «цвет». Обычно один объект
проявляет различные свойства: тон, например, обладает громкостью, высотой и тембром. Измеряя
одно свойство, мы пренебрегаем всеми другими свойствами, которыми может обладать объект. При
измерении веса, например, мы пренебрегаем такими свойствами тел, как форма и цвет. При измерении
оттенка мы пренебрегаем яркостью и насыщенностью, а также временем и местом восприятия цвета.
Таким образом, совершенно несходные объекты могут стать эквивалентными, если наше рассмотрение
ограничено одним свойством: например, все тела одного веса считаются эквивалентными
безотносительно к их форме и цвету». И. Пфанцгаль «Теория измерений» Мир.1976
Прим. 10 «Каждый конкретный род величины связан с определенным способом сравнения физических
тел или других объектов» Математический Энциклопедический словарь, М.:Советская энциклопедия,
1988
Прим. 11 Э.Шредингер: «Все утверждения сделанные до сих пор могут быть суммированы во фразе,
что цвета представляют многообразие объектов для которых равенство, сложение, вычитание и
умножение на неотрицательные числа определены однозначным образом; так, что эти операции,
ассоциативный, коммуникативный и др. законы справедливы в обычном смысле; так что многообразие
(которое, в обычных случаях, мы всегда имеем ввиду прежде всего) имеет размерность три; и так, что
все это связано только с экспериментом по оценке равенства подгоняемых цветовых полей.»
Э.Шредингер не ставил себе задачу всестороннего рассмотрения систем спецификации разных
цветовых феноменов. Он ограничился рассмотрением эксперимента по уравниванию излучений и тем
облегчил задачу формулирования определения цвета. Оно ‐ чисто математическое. На наш взгляд
заслуга Н.Д. Нюберга в том, что он после рассмотрения самых разнообразных вопросов цветоведения
пришел к выводу, что такого типа определение единственно верное для термина «цвет».
Прим. 12 Можно было бы каждую из оптических геометрий, использованных, при измерении вида
сопоставить с размерностью пространства, но тогда теряется возможность сравнения результатов для
разных наборов геометрий измерения. Другим решением является – разработка алгоритма сведения
результатов измерения при различных геометриях к однородной n‐мерной величине.

Ссылки:

1. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков.
М.: Наука, 1979, стр. 69
2. Mark D Fairchild. Color Appearance Models. John Wiley&Sons. 2005
3. Луизов А.В. Цвет и свет, Л.: Энергоатомиздат, 1989 – 256 с.
13
4. Адам Дьердь. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога. М.: Мир, 1983.‐152с. стр.44
5. Н.Д.Нюберг. О происхождении цветовых понятий. Проблемы физиологической оптики, т. VI, 1948,
стр. 6469
6. Философский энциклопедический словарь. М.:Сов.Энциклопедия, 1983 – 840 с.
7. Н.Д.Нюберг «Курс цветоведения». Гизлегпром 1932 г. – 190 с.
8. Н.Д. Нюберг Лекции по цветоведению, прочитанные студентам Полиграфического техникума.
Приложение III из книги Е.Н.Юстова. Цветовые измерения (Колориметрия). СПб. Издательство
Спб.Университета, 2000 ‐397 с.
9. «Геометрическая теория субъективных пространств и методы многомерного шкалирования» в
сборнике Методологические и теоретические проблемы математической психологии. В.Ю.Крылов,
Москва, 2000 г. стр.157
10. Василевич А. П.,Кузнецова С.Н.,Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке / Под общ.
ред. А. П. Василевича. М: КомКнига, 2005. ‐216 с.
11. Р.М.Фрумкина. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. М.:Наука, 1984
‐175 с.
12. Color Space and Its Divisions Color Order from Antiquity to the Present. Rolf G. Kuehni, 2003, John
Wiley & Sons, Inc
13. Е.Н.Юстова. Цветовые измерения (Колориметрия). СПб. Издательство Спб.Университета, 2000
‐397 с.
14. Jon Kenneth Nisper et al. Patent Application Publication US 2007/0291993 A1
15. Дизайн. Материалы. Технология 4(11) 2009 стр. 170‐175.
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку